четверг, 29 декабря 2011 г.

Читая Шопенгауэра






Жизнь — прескверная штука
Я решил посвятить всего себя обдумыванию этого вопроса.
Артур Шопенгауэр
Впервые я познакомилась с творчеством Артура Шопенгауэра десять лет назад, когда прочла один из наиболее популярных его трудов «Афоризмы житейской мудрости».  Надо сказать, что в период чтения этой книги я болела,  несколько дней лежала одна с высокой температурой в университетском общежитии. Настроение было премерзопакостным, было нестерпимо себя жалко, хотелось плакать от одиночества. И именно эта книга, написанная самым мрачным философом своего времени, помогла мне воспрянуть духом и посмотреть на свою жизнь с оптимизмом и верой в то, что мои неприятности временны и скоро всё наладится.
Позже, несколько лет спустя, я прочла книгу Ирвина Ялома  «Шопенгауэр как лекарство» ( в случае со мной это было именно так - «Афоризмы», и в самом деле, вылечили меня :)).
Можно спорить насчёт  художественной ценности этой книги, однако я не пожалела, что прочла её.  Больше всего меня увлекли главы, посвящённые жизни и творчеству Шопенгауэра, а также цитаты из его книг.
В этой записи я хочу привести вашему вниманию цитату, на которую наткнулась сегодня. Высказывание,  удивившее и возмутившее меня, и одовременно вызвавшее грустную усмешку. 
Начинается она так: «
Наслаждаться настоящим и обратить это в цель своей жизни — величайшая мудрость, так как оно одно реально, все же остальное — только игра воображения.»
Действительно, с этим трудно не согласиться. Для меня эта фраза актуальна как никогда, ибо в последнее время я много думаю и много пишу о том, что «Призрачно всё в этом мире бушующем. Есть только миг, за него и держись..»
Однако у этой фразы есть продолжение: «Но с одинаковым успехом можно было бы назвать это и величайшей глупостью; ибо то, чего уже больше нет в следующее мгновение, что исчезает, подобно сну, недостойно серьезного стремления».
И вот оно застало меня врасплох... Как же так? Тогда получается, что ничто не достойно нашего внимания и серьёзного отношения?! Но я с этим не согласна! Я отказываюсь верить в то, что наша жизнь бессмысленна, как бессмысленны все наши стремления! Допустив, что человеку дана всего одна жизнь, она становится слишком ценным даром, чтобы сознательно её игнорировать.
Сегодня, прочитав это высказывание и разозлившись на этого законченного пессимиста и великого человека, я вспомнила свои ощущения десятилетней давности, когда его мрачные рассуждения вызвали в моём сердце желание жить и наслаждаться жизнью! И я поймала себя на том, что и в этот раз вместе со злостью испытываю чувство протеста против подобного положения вещей и одновременно жажду жизни и осмысленных действий. 
В этом, на мой взгляд, заключается величайший парадокс  творчества Шопенгауэра. Помните эпиграф к «Мастеру и Маргарите»?  «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.» («Фауст», И. Гёте)  Так и у Шопенгауэра -  его мрачная философия не угнетает, а напротив  -  вызывает острое желание жить, находить смысл, проживать каждое мгновение жизни. Как сказал он сам: «...слушaть филoсoфoв и читaть их нaдo для дoстижения счaстливoй жизни».
Далее я обязательно буду возвращаться к творчеству Артура Шопенгауэра, ибо несмотря на величайший пессимизм в нём заключена великая мудрость жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий