пятница, 13 июня 2014 г.

Стремление к успеху ( частное мнение неискушённого эксперта)

Я пишу эту статью, поскольку в какой-то степени успех – предмет моих сегодняшних размышлений – коснулся и меня.

Я издала книгу, меня приглашают на телевидение, люди благодарят меня за возможность  быть  моим другом в соц. сетях (последнее звучит несколько комично, но тем не менее).

Говорю всё это без тени хвастовства, стараясь лишь описать ситуацию и пояснить природу успеха конкретно в моём случае.

Желание быть успешным человеком, стремление завоевать общественное признание и известность - всё это наряду с чётким осознанием призрачности и ненадёжности этого положения - заставили меня всерьёз задуматься над тем, что значит для меня успех.  Какое место занимает он в моей системе координат? Что вкладываю я в понятие «успех, успешный» и насколько стремление к успеху будет определять мою дальнейшую жизнь? Наконец, делает ли он меня счастливой?

Безусловно, успех – это приятно, поскольку потребность в общественном признании является одной из главных социальных потребностей человека. Ощущение собственной значимости нам так же необходимо, как ощущение безопасности и комфорта или как чувство принадлежности.

И вместе с тем, нет более шаткого и непостоянного статуса, чем «успешный человек». Сегодня ты  - на коне. Купаешься в лучах славы, срываешь громкие аплодисменты, тонешь в море комплиментов и оваций.  Но уже завтра с болью в сердце осознаёшь, что у публики появились иные кумиры. Что аплодирует она не тебе, а другим...

Именно поэтому в своей зависимости от чужого мнения, чужого поклонения, чужого признания мы - крайне уязвимы. 

Как тут ни вспомнить любимые мною строки Пушкина:
«Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.»

Получается, что если успех воспринимать как самоцель, продолжать удерживать его будет очень и очень  сложно. Я намеренно пишу «продолжать удерживать», а не «добиться», поскольку, как правило, успех приходит к нам в результате наших достижений. Изначально мы ориентируемся на иные вещи, зачастую совсем не думая об успехе. Пишем ли мы книгу, играем ли в театре, изобретаем ли, мастерим ли  – об успехе мы, если и думаем, то, скорее, в шутку.

Главное, что нас поглощает – это процесс творчества. Именно он наполняет нас и нашу жизнь смыслом и радостью бытия. В этом процессе мы  - неузвимы, поскольку черпаем энергию изнутри. В этот момент мы не думаем о похвале и одобрении,  для нас это неважно. Мы творим, ощущая себя неисчерпаемыми источниками энергии, при этом подпитывая себя и других.

Когда же процесс завершён и мы выставляем наше творение на общественный суд, вот тут и возникает чувство уязвимости. Нам очень важно, чтобы нас одобрили. Когда я пишу «одобрили», я имею в виду не столько оценочные суждения  из серии  «ты – молодец» или  «какой ты талантливый»,  сколько отклик, который оставило в сердце другого человека ваше создание.

Безусловно, к  успеху стремятся  не все. Многим достаточно одобрения  дорогих им людей, мнение которых имеет значение.  Однако если человек, читающий эту статью, стремится стать успешным, мне важно донести до него одну мысль. Мысль, которую сформулировал великий Эйнштейн:

«Стремиться в жизни нужно не к тому,  чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь ИМЕЛА СМЫСЛ.» 

Вот он – «иммунитет» к успеху! Чтобы обеспечить себя некоторой свободой от общественного мнения, необходимо просто наполнять свою жизнь значимыми для тебя делами.  Всё время возвращаться в точку, когда энергия черпается не снаружи ( за счёт высказанного одобрения), а изнутри. Успех в таком случае будет являться приятной неожиданностью, сюрпризом,  приносящим дополнительные дивиденды, но не смыслом жизни. Воспринимая его как смысл, мы лишаем себя возможности творить, летать, быть свободными.

Статьи на схожую тематику:
«Формула успеха»
«О бескорыстии»

4 комментария:

  1. ты точно Копирайтер ?) Иногда мне кажется, что мы коллеги ) конечно, важно получать подтверждения своего успеха и приятно. Опасно зависеть от них. И хорошо бы знать что нас успех, чтобы знать направление.я, скажем буду чувствовать себя успешной, получая результаты своей работы. а критика других это очень нормально. Невозможно и не нужно всем нравится. Более того, чем успешнее человек, тем больше «доброжелателей») спасибо, что навела меня на эти размышления. Здорово ещё раз подумать об этом

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо, что прокомментировала статью. Ты права - важно понимать, что для тебя является успехом, к чему ты стремишься. Но здесь под "успехом" мы понимаем профессиональные достижения, а не общественное признание. Это некий внутренний критерий, который ведёт нас вперёд. Однако если мы будем ориентироваться лишь на публичное одобрение и похвалу и это то, что будет нас подстёгивать или тормозить, вот тут мы попали:)

      Удалить
  2. Наташ,статья написана замечательно. Для меня очень понятна.Хочу поделится с тобой,что значит и для меня быть успешной.
    Для меня сам "успех", чувствовать себя успешной -это очень важно. Это находится там же где и чувство-бытие счастья. Ощутить его можно в любой области жизни,в которой я выкладываю максимум самым лучшим известным мне на тот момент способом. А результат,он как известно, зараза этакая,от этого не зависит. Поэтому,ты абсолютно права,на результат ориентироваться -придти в никуда.
    Чувствовать себя все время успешной ,это как чувствовать себя все время счастливой. На сегодняшний день думаю на это способны только какие нибудь продвинутые буддисты(да простят меня представители других конфессий) и потребляющие прихотропные препараты. Так что,периодически терять чувство успеха,думаю нужно ,и даже полезно,чтобы опять туда возвращаться,находя каждый раз новые и новые пути.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо, что поделилась! Не сразу поняла аналогию со счастьем:) Но теперь поняла. Да, ты права. Всё время находится на волне успеха невозможно да и неполезно. Весь вопрос в том, как переживать спады. Именно для этих периодов я и постаралась найти свой рецепт:)

      Удалить